О храме

В 1860 году, купец второй гильдии, Захар Никитич Попов, родом из села Якшур-Бодья, сделал новый пристрой к своему дому, на ул.Пушиной д.121 (ул.Коммунальная) – молитвенный дом для церковной службы.

14 27

Приход села Бодья (Бодьинское, Якшур-Бодья) Сарапульского уезда открыт по указу Вятской духовной консистории от 5 июля 1860 года. Службы в молитвенном доме совершались с 5 августа 1860 года. В его состав вошли: с.Бодьинское, д.Якшур, д.Чекерово, д.Выжоил, поч.Кенервай, поч.Кечшур, д.Большая-Ошворца, поч.Новый Чекер, д.Кизядзи, починки  по реке Иж. Эти селения раньше входили в приходы сёл Кекоран, Чутырь, Гольяны, Сосновка и Александро-Невского собора в Ижевске.

В 1861 году З.Н.Попов на свои средства при помощи прихожан построил деревянную церковь, которая была освящена 27 ноября (10  декабря по нов.стилю) в честь святого Николая Чудотворца. Был один престол, он состоял из священника, диакона, дьячка и пономаря. Церковь стояла на окраине села, у дороги, с правой стороны улицы. Кругом стоял хвойный лес. В 1869 году при церкви открыто церковно-приходское попечительство.

В 1890 году церковь перестроена, расширена церковная ограда, в которой размещались другие служебные помещения и кладбище.

Храм был деревянным, рубленым, прямоугольной формы, по направлению с востока на запад, с одним куполом и несколькими колоколами — одним большим и несколькими маленькими.  На средства прихожан выстроена новая деревянная колокольня. Кресты были металлические, не вызолоченные, резные, восьмиконечные, без цепей. На колокольню поднимались по лестнице из притвора. Туда не запрещалось подниматься всем желающим. При входе в храм – справа был церковный ларёк, где продавали свечи, оловянные и медные крестики, слева стояла печь и чуть подальше – купель. Алтарь был одночастным, без разделения. Иконостас прямой, одноярусный, без резьбы, простой работы, окрашенный в зеленый цвет. Царские Врата тоже были без резьбы. Под куполом висела большая люстра (паникадило). Свод и стены храма были оштукатурены и расписаны. Висели деревянные иконы больших размеров. Окна храма были большими – высокими и широкими, с решетками, всего было 16 окон.

Престол в  перестроенной церкви в 1890 году остался прежним в честь Святителя Николая. Над входом в притвор церкви висела икона Николая Чудотворца. Над входом в храм – вверху были палаты для хора.

В 1867 году у церкви было всего 4 десятины земли. Прихожане в обязательном порядке платили в виде подати церкви установленную ругу – по одному пуду ржи, ячменя, овса с одного венца.

На Пасху и родительский день в церковь приходили люди из разных деревень с ночевой. Все желающие спали на втором этаже дома священника по ул.Володарского (Ветродуй) и в сторожке церкви.  В наши дни старожилы помнят этот дом и называют его «поповским». В родительский день, после несения службы все, вместе со священником шли на кладбище, продолжая поминальную службу.

Первым священником Николаевской церкви села Бодья был Платон Васильевич Ардашев, 1828 года рождения.

В первой переписи Российской Империи в 1895 году Платон Васильевич в списках уже не числился.

Отец Платон был священником, просветителем, а так же  организатором создания церковно-приходской школы и земских школ в деревнях Якшур-Бодьинской волости. Он неоднократно награждался по Указу Его Императорского Величества грамотами и наградами.

С 1 июня 1863 года в платной церковно-приходской школе учились 9 мальчиков и 3 девочки. Их учили чтению, письму и необходимым молитвам. 

Настоятель церкви Платон Ардашев проявлял большую заботу к своим ученикам. Он обращался с письмами к Сарапульскому епископу о выделении дополнительных денежных средств на нужды церкви, для строительства пришкольного интерната для девочек и мальчиков. Рядом с церковью было построено двухэтажное деревянное здание – интернат для девочек. В советское время в этом здании был Универмаг и Райпо. Для мальчиков был построен также двухэтажный деревянный интернат около сосны, где сейчас стоит памятник воинам Гражданской Войны (1918-1920г г). В советское время в этом здании находился магазин Культтовары, а на втором этаже – заготконтора. Школа размещалась в собственных зданиях, на строительство которых было затрачено до четырёх тысяч рублей. В её распоряжении имелось две десятины земли.

Один из учителей церковно-приходской школы, Семён Яковлевич Моисеев (1862гр.), с женой Прасковьей приехали в Якшур-Бодью из Казанской губернии, в которой они закончили Казанскую учительскую семинарию. Здесь, в Бодье, у них родились три сына: Александр, Всеволод, Николай. Семён Яковлевич был хорошим преподавателем, занимался пчеловодством. В 1895 году он написал книгу об истории села Якшур-Бодья.

 В  селе Якшур-Бодья открылась земская начальная школа – в 1868 году, церковно-приходская женская школа первого класса в 1897году, высшее начальное училище – в 1915 году. В 1897 году в Николаевской церкви служили два священника: Александр Платонович Ардашев (1869гр.) и Павел Апполонович Лубнин (1864гр.).

7 февраля 1901 года состоялось торжественное открытие второго класса женской приходской школы, в котором училось 47 девочек, из них 45 жили в общежитии с платой на содержание 3 рубля 20 копеек в месяц, девочки-удмуртки получали стипендию 50 рублей, а на содержание платили только 1 рубль 50 копеек. Кроме школьных предметов преподавали рукоделие.

В 1903-1904 учебных годах при церковно-приходской школе был открыт дополнительный класс. В нем готовили учителей из девушек, прошедших курс двухклассной школы. Этот дополнительный класс закончили девочки из села Бодья – Анна и Платонида Ходыревы, Екатерина Попова, Александра Касаткина. Все они потом работали учителями начальных классов родного села и награждены орденом Ленина.

15 октября 1907 года, по ходатайству совета церковной общины Николаевской церкви Бодьинской волости, Вятское епархиальное начальство разрешило строительство нового каменного храма. Был создан строительный комитет, который возглавлял настоятель церкви Павел Лубнин. Членами – священник Александр Ардашев, дьякон Алексей Овчинников, церковный староста Василий Широбоков, Семен Иванович Вахрушев, Петр Николаевич Попов и другие.

IMG135

Составлены проект, смета на 38000 рублей, определен подрядчик – Михаил Егорович Назаров, крестьянин из Нижегородской губернии. Строительство церкви началось в 1910 году и планировалось построить за 5-7 лет. … «Храм предполагалось расположить к востоку от старого деревянного храма через трактовую дорогу от последнего. Место довольно ровное с незначительным уклоном к востоку, грунт земли – субглинистый песчаник, вполне пригодный для сооружения на нем каменного храма.» 25.07.1907 год. Архитектор Чарушин.

18 января 1910года умер подрядчик Михаил Назаров. Строительство желал продолжить его сын Максим Назаров. Но из-за отсутствия опыта в строительстве ему отказали. При проверке качества строительства церкви  от 12 августа 1912года актом установлено: «…кирпичная кладка доведена до середины высоты окон подвального этажа, причем небрежно, с нарушением. Материал никуда не годный, свободно разламывается, известковый раствор настолько тощ, что кладка свободно разбирается руками. Стены, выведенные до 2 аршин, уже растрескались. Приказано кладку разобрать.   Архитектор Чарушин.»

В 1912 году умер председатель строительной компании, настоятель церкви – священник Павел Лубнин. 5 октября 1912 года подрядчиком назначили купца 2-й гильдии – Петра Михайловича Братухина. Смета была переделана на 43000 рублей. Исполняющий делами строительной компании стал священник Павел Лекомцев (12 сентября 1912 года).

«Для продолжения строительства церкви необходимы были 351 кубометра дров для обжига кирпича и 1000 бревен строевого материала, 9 марта 1914 года». Последующих документов о строительстве каменной церкви автором не найдено.

Новая каменная церковь не построена. На этом месте потом был базар-рынок, а в 1964 году построен магазин «Продукты».

В 1905 году 11 февраля купец второй гильдии Николай Константинович Бахтияров похоронен рядом с церковью. При жизни Николай Бахтияров выделил храму 200 рублей. На этом месте в 2003 году поставлен Поклонный Крест – в память о Николаевской церкви и всех усопших и похороненных селян на этом кладбище. Деньги на установление Поклонного Креста выделены предпринимателем, нашим односельчанином Виктором Геннадьевичем Хорошавцевым.

??????????

Поклонный крест на месте старого храма

Из рассказа бабушки Капиталины Захаровны Щенниковой – отец Павел Лубнин похоронен у сосны, где сейчас стоит памятник воинам Гражданской войны (1918-1920 годов.)

В 1916 году по штату церкви было положено два священника, диакон, два псаломщика. Усадебной земли вместе с погостом кладбища было 7 десятин 300 кв. саженей, пахотной – 46 десятин 300 кв. саж., сенокосной – 4 десятины 1200 кв. саженей (кв.сажень – 4,55кв.м). Из них 40 десятин пахотной земли находилось в бесплатном пользовании у крестьян. Церковная ограда находилась между улицами Пушиной, Володарского и переулками Центральный и Мирный.

У каждого священника был свой приход. В приход Александра Платоновича Ардашева входили поселения: село Бодья, деревни Якшур, Бодья, Иж, Большие-Ошворцы, Нижний Пислеглуд, починки Лудошур (1916 год).

По части священника Павла Лубнина: село Бодья; деревни Бодья, Выжоил, Чекерово, Бегеши; починки Пушкари, Патраки, Кинервай, Бабашур, Соловьи, Ишем, Кечшур, Лутошки. Итого в приходе число душ: мужчин – 3140 чел., женщин – 3181 чел. (1916год). Из них прихожан села Бодья в Николаевской церкви зарегистрировано: мужчин – 805, женщин – 842. Число родившихся – 96: мужчин – 50, женщин – 46. Из них двое – незаконных (примечание: двойня – одна). Число бракосочетавшихся – 25, умерших – 116.

За церковной оградой, где сейчас стадион и лыжная база «Снежинка», было поле Ильи Ворончихина, где он сеял рожь. За этим полем, после Октябрьской социалистической революции (1917 год) кладбище церковной ограды перенесено дальше в лес, ближе к речке Селычка. Вырубили лес, сделали деревянные ограждения, ворота с крестом. Слева от ворот стоял небольшой на два окна домик, где жил сторож (из воспоминания Александра Михайловича Беляева). В начале кладбище было справа, а затем  и слева, и до самой речки Селычка. В 1994 году это кладбище закрыто и уже третье кладбище открыто в пос.Сосновый.

Последним священником был отец Иоанн Дмитриевич  Редников. Высокий, благородный, с длинной черной бородой. У него было восемь детей: сыновья Венор, Борис (1914гр.), Сергей, Герман (1918 гр.) и Евгений (1928гр.), и дочери Рита (1914гр.), Тамара (1910 гр.), Галина. Дети были образованными, культурными и начитанными. Матушка была такой же, высокого роста, ходила в чёрном одеянии. В 1935 году ей было уже примерно 60 лет. В 1937 году отца Иоанна отправили (выслали) на строительство Волго-Донского канала, оттуда он не вернулся. Когда его репрессировали, матушку с двумя сыновьями выселили из «поповского» дома, жалования семье не дали. Они жили на подаяние прихожан. Они переехали в маленький домик около старого клуба, построенный сыном  Германом. Умерла и похоронена матушка в Якшур-Бодье. В «поповском» доме стала жить Анфия Александровна Чубукова, заведующая отделом культуры Якшур-Бодьинского района.

 Маргарита вышла замуж за техника дороги, который приехал в Бодью по командировке. Герман погиб в Великой Отечественной Войне (1941-1945гг.). Евгений стал  полковником, лётчиком-бомбардировщиком тяжёлой авиации. Борис жил в Свердловске. Галина вышла замуж за односельчанина Валентина Боровикова. О других неизвестно.

В 1920 году на территории церковной ограды, рядом со складами Райпо, у дороги, похоронены воины Гражданской войны в братской могиле, погибшие от пуль белогвардейцев. Над этой братской могилой стоял невысокий четырехсторонний, пирамидной формы памятник с красной звездой. Рядом с братской могилой находилась деревянная трибуна. На 1-ое Мая, 7-ое Ноября здесь проходили митинги и демонстрации. (Ю.М.Попов.) В 1954 году братскую могилу перенесли к сосне и там поставили временный памятник, а в 1974 году – установили новый памятник – «Воин, склонивший голову». При раскопке старой братской могилы были найдены красноармейские вещи – ремни, бляхи, штыки.

При строительстве  центральной аптеки № 18, Досугового центра «Новый стиль», при проведении теплоцентрали,  были обнаружены кости черепов, гробы. У березы, где сейчас Поклонный Крест, обнаружена могила со священной одеждой. Перезахоронения не было, все оставили на том же месте.

Николаевская церковь закрыта на основании постановления ЦИК УАССР  от 20 января 1936 года. До этого, 13 октября 1935 года была назначена комиссия районного коммунального хозяйства, чтобы определить состояние Николаевской церкви. Составлен акт, в котором говорится: «Здание церкви является опасным для верующих из-за обвала потолочной и стенной штукатурки. Голландские прямоугольные печи (4 штуки) сложены и отремонтированы произвольно, с нарушением технических правил и противопожарных требований. Употреблен недоброкачественный кирпич, имеются большие трещины, которые одной затиркой не ликвидировать. Деревянные стены ветхие и в виду неравномерной осадки произошло боковое выпячивание стен. Наружная обшивка местами отваливается. Кирпичи цокольной части фундамента раскрошились. Досчатая крыша одной половины здания пришла в совершенно негодное состояние». Исходя из этого, комиссия предлагает совету религиозного общества произвести ремонтные работы по выше перечисленным пунктам. Сумма ремонта – 8850 рублей. Срок до 10 ноября 1935 года. На время ремонта – устройство молитвенных и других собраний запретить».

В виду отсутствия средств и строительных материалов, указанный ремонт религиозная община произвести не может, предложение комиссии районного коммунального хозяйства о производстве ремонта здания церкви, община верующих не выполнила, установленный срок истёк 10 ноября 1935 года, и от производства ремонта последняя отказалась. 13 ноября 1935 года вышло постановление Президиума Якшур-Бодьинского райисполкома о «закрытии церкви в селе Якшур-Бодья: «Договор с общиной верующих расторгнуть, церковь в селе Якшур-Бодья закрыть и здание последней передать для оборудования под клуб обороны».  Председатель РНК – Утемов. Секретарь – Лебедев

 «Разрешено здание снести. Ликвидацию молитвенного здания произвести с соблюдением ст.40 закона о религиозных объединениях от 08.04.1929 года. Совет общины может обжаловать настоящее постановление  во ВЦИК в  2-х недельный срок». Председатель ЦИК Удм АССР Белослудцев.

В январе 1941 года, на месте бывшей церкви построено новое двухэтажное деревянное здание, в котором был размещен райком ВКП(б), КПСС, ВЛКСМ, затем Дом пионеров, детская библиотека, музыкальная школа. В 1991 году это здание сгорело. 

Загребина Матрена Семёновна (1921 г р.) помнит, как снимали колокола. При снятии главного колокола упал и разбился один из участников. Позднее испорченные иконы из этой церкви были увезены в сарай конюшни военкомата, ул.Ф.Пушиной, 106 (Коммунальная). Конюх, Василий Андреевич Рылов, иконы,  которые смог, отреставрировал и три иконы увёз в Кекоранскую Христорождественскую церковь в 1957 году. Одна икона называется – Икона Симеона Богоприимца, вторая – Иоанна Воина, третья – икона Иоанна Крестителя. О судьбе церковной литературы и колоколах автору неизвестно.

 4 здание после разрушения храма.

Никольский храм.

7 октября 1995 года состоялось освящение места под строительство новой церкви на пригорке в конце Якшур-Бодьи, напротив сельской гимназии. Там установили большой деревянный крест и первый камень с надписью о месте и дате строительства – положили начало доброму делу. Спонсором строительства храма является АО АСПЭК, под руководством наших земляков Виктора Хорошавцева и Петра Пудова. Для освящения этого места приезжал архиепископ Ижевский и Удмуртский Николай.

Первым священником и настоятелем этого храма стал протоиерей Владимир Владимирович Кунаев (1971гр). Он с матушкой Екатериной и дочерьми Марией, Христиной, Софией, Анастасией и Есфирь,  приехал из Кекорана, где был настоятелем Свято-Троицкого храма.  В Якшур-Бодье отец Владимир с семьёй жил по ул.Садовой,5.

 

До того, как построили новый Никольский храм,  протоиерей Владимир Кунаев вёл богослужения и литургии в Кекоранском Свято-Троицком храме и молитвенном доме с.Якшур-Бодья, который находился в здании бывшего нарсуда по ул.Володарского (напротив налоговой инспекции).

11 Молитвенный дом

Стройка храма шла даже во время церковных служб и литургий в нём. Каждую неделю на стройке читали акафист Николаю Чудотворцу, чтобы с его и Божьей помощью построить этот храм. А молитвенный дом уже закрыли.

Позже отец Владимир с семьёй переехал в новый дом, рядом с храмом. На первом этаже этого дома находится гостиница для паломников, которые приезжают в Никольский храм из других деревень с ночевой.

24 3

12 декабря 1999 года над селом Якшур-Бодья вновь зазвенели колокола. Маленькие колокола привезли в 1998 году, а большой «Никольский» колокол установлен 29 декабря 1999 года. Колокола вылиты в Воронеже.

Внутреннюю роспись стен и иконостаса делали Палехские художники. Иконостасы и в верхнем, и в нижнем храме двухъярусные, резные и с позолотой. 

Первую Литургию служили в этом храме 7 марта 1998 года.

13 мая 2001 года произведено освящение верхнего храма и главного престола в честь святителя и чудотворца Николая. Это начало службы и возрождения духовенства в селе Якшур-Бодья.

31 декабря 2002 года перед иконой «Иверская» свеча зажглась сама.

9 января 2003 года перед этой же иконой зажглась сама лампада.

 В 2004 году отца Владимира сменил отец Алексий Владимирович Спасский (1972гр). Отец Алексий приехал в Якшур-Бодью из Шаркана с женой Светланой (Фотинией) и сыновьями Даниилом и Елисеем. Уже в Якшур-Бодье родилась у них дочь Варвара и позже – Елизавета. В Шаркане он тоже был настоятелем церкви Первосвятых Первоверховных апостолов Петра и Павла, служил иереем. 

13 декабря 2005 года в Якшур-Бодьинском  Никольском храме праздновалась память и освящение престола нижнего храма в честь апостола Андрея Первозванного, первого ученика Христова. Для освящения храма приехал архиепископ Ижевский и Удмуртский Николай.

Из города Амальфы (Италия) привезли частицы мощей святых апостола  Андрея Первозванного и архидьякона Лаврентия. Привезли мощи благодаря трудам и заботам благоустроителя Виктора Геннадьевича Хорошавцева, а сопровождали их в пути от Италии до Якшур-Бодьи отец Сергий, клирик Московской епархии и настоятель Якшур-Бодьинского Никольского храма отец Алексий. Виктор Геннадьевич  также подарил храму большую икону Николая Чудотворца и Василия Великого. Позже икону Василия Великого перенесут в церковь Хохряковского кладбища города Ижевска.

В знак благодарности и признания архиепископ Николай вручил Виктору Хорошавцеву Архиерейскую грамоту и такую же грамоту за пастырские труды – настоятелю храма отцу Алексию, а также  присвоил ему звание протоиерея.

Также на этот праздник приезжал из Белгорода первый настоятель этого храма протоиерей Владимир. Радость от встречи с Якшурбодьинцами была взаимной.

IMG_0337

В 2008 году построено новое здание воскресной школы, расширился педагогический состав, пришли новые ученики. В воскресной школе занимаются и школьники, и малыши вместе с родителями.

Изображение 014, Изображение 001

Отец Алексий Спасский служил в храме святителя Николая Чудотворца до 2016 года, одновременно ведя строительство храма «Иверской» иконы Божией Матери в Ижевске по благословению митрополита Николая.
В 2015 году штатным клириком из Александро-Невского собора переведён отец Анатолий Салтыков.

DSCF2176Вместе с матушкой Ириной они сразу включились в жизнь прихода. Ирина стала регентом на клиросе. У них уже было двое детей: Илья и Варвара.

 

 

 

 

 

Каждый год, в один из престольных праздников приезжает в гости митрополит. Сменивший на этом посту митрополита Николая, митрополит Викторин неравнодушно и с теплотой относится к прихожанам, очень радостно принимать из его рук похвальную грамоту и тем более радостно впредь служить на благо Православной Церкви.
приход храма святителя и Чудотворца Николая

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *